Одна из любимых взрослых сказок детства...
Далия Трускиновская ДвериндаИ тут капитан Чернышёв понял, что именно так и начинается шизофрения.
- Вы что-то путаете, товарищи! - убеждённо сказал он - Этого быть не может. Ваша загадочная рука появилась, скорее всего, вот отсюда...
Он показал на чёрную портьеру, наглухо закрывавшую окно, - свет снаружи здесь, в этом закутке, в трёх шагах от сцены, был совершенно некстати.
Главный режиссёр Берман отдернул портьеру. Оконный переплёт, стекло, подоконник - всё было покрыто вековой пылью и грязью.
- Окно сто лет не открывали. Теперь и захочешь, а не сумеешь, тем более, снаружи, - сказал режиссёр.
- Вы тоже верите, что эта чёртова рука возникла из шкафа? - с надеждой на решительное "нет" спросил Чернышёв.
- Это маразм, - ответил режиссёр, - но это так! История была предурацкая.
Шёл спектакль "Ромео и Джульетта". Роль Джульетты исполняла режиссёрская жена. Годы никого не красят, и для такой юной роли жене изготовили роскошный длинный и кудрявый парик. С собственными своими волосами она давно уже на сцене не показывалась.
И вот стоит эта стареющая Джульетта за кулисами в ожидании своего выхода. Прямо перед ней - лесенка в три ступеньки, ведущая на сцену. Рядом с лесенкой, возле задрапированного окна, железный и вечно запертый шкаф. Потом, если по периметру помещения, это самое окно, стена с вешалкой, дверь на служебную лестницу, опять стена и проход за сцену. Спрятаться, в общем, негде.
Стоит Джульетта и беседует со своей подружкой юношеских лет, которая тогда была моложе и перспективнее, а сейчас играет Джульеттину няню. Великое в театре дело - личная жизнь с главным режиссёром. И вот уже пора Джульетте резвой девчачьей побежкой выноситься на сцену. И ставит уже Джульетта отягощенную варикозным расширением вен ножку на первую, чуть - подсвеченную снизу слабой лампочкой, ступеньку, и тут происходит, чёрт знает что.
Дверь шкафа отворяется, оттуда высовывается чёрная рука, вцепляется в парик, сдирает его вместе со шпильками и исчезает в шкафу.
Естественно, Джульетта вздрагивает, а кормилица начинает ломиться в шкаф. Дверь не поддаётся.
Осознав, что давно пора быть на сцене, а с убогим хвостиком на затылке это ну никак невозможно, Джульетта начинает метаться по закутку, сшибает вешалку со средневековыми плащами и, наконец, шлёпается на пол.
Сверху прыгает разъяренный помреж, бросивший на произвол судьбы пульт и растерянных персонажей на сцене. Он жаждет знать, какого хрена Джульетта задерживается. Увидев её без парика, помреж столбенеет. И его разбирает истерический хохот. Всё - Скандал. Занавес.
А теперь капитан Чернышёв должен разобраться в этой мистике и найти виновника. Помощи ему при этом ждать неоткуда. Театральный коллектив, как и полагается, делится на три партии. Первая - приверженцы режиссёрской жены. Вторая, более многочисленная, - её ярые противники. Третья - те, кто выше всей этой возни, они проповедуют святое искусство. Естественно, на резонный вопрос следователя, а не подозревает ли кого-нибудь сама Джульетта, он слышит длинный список врагов обоего пола. И прямо при Чернышёве начинается жуткая катавасия.
Актеры и актрисы упрекают друг друга во всевозможных грехах, партии схватываются стенка на стенку, режиссёр взывает о валидоле.
В разгар склоки сверху прибегает костюмерша и сообщает, что парик найден. Он на четвёртом этаже, надет на огнетушитель. Все несутся наверх - смотреть на парик. Остаются режиссер Берман, его супруга, Чернышёв и театральный электрик, владелец ключей от шкафа. Это его хозяйство, там хранятся прожектора и ещё какая-то дефицитная мелочёвка.
Электрик отпирает шкаф - с трудом, потому что не часто туда лазает.
Двери со скрежетом расходятся.
Полки. На полках железяки. Кошке поместиться негде. Если сунуть внутрь руку, упрешься в железную стенку шкафа. И никаких следов чёрной руки.
Чернышёв с подозрением посмотрел на режиссёра - уж не дурачат ли здесь сотрудника органов? Режиссёр сделал движение кистью руки, уперев большой палец в собственный висок. Джульетта полезла в шкаф - убедиться в его непроницаемости.
- Знаете что? - решительно сказал Чернышёв. Это обыкновенное хулиганство. У меня таких хулиганских дел знаете сколько? Ему нечего не ответили.
- Если вы настаиваете, я заведу дело, - продолжал Чернышёв - Если вы настаиваете.
Джульетта всхлипнула. Теперь, когда парик нашёлся, не грех было и поплакать.
- Где тут у вас выход? - спросил Чернышёв. Его вывели из театра.
За дверью храма искусств бурлила нормальная человеческая жизнь, без всякой мистики. И капитан Чернышёв бодро зашагал по улице и даже улыбнулся, увидев забавного карапуза. Он бодрым шагом уходил подальше от шизофрении.
Недели за две до описываемых событий режиссёрская жена лежала у себя в квартире на диване и копила злость. Наверху, прямо над её головой, соседи катали бревна и бочки, а также кантовали железнодорожные контейнеры.
Накопив достаточно, она встала с дивана и прямо в халате отправилась разбираться.
Ей открыла женщина лет тридцати, тоже в халате. В руке у соседки была тряпка, из-за спины выглядывал мальчик пяти-шести лет с игрушечным грузовиком на верёвочке.
Если бы соседка уделяла своей внешности хоть четверть того времени и тех средств, что режиссерская жена, она была бы очень хороша собой. Но сейчас, когда эта затюканная жизнью соседка находилась в состоянии холодной войны со всеми близкими людьми, кроме сына, и лицо и фигура оставляли желать лучшего. Стрижку она делала год назад, если не больше, и причёска совершенно потеряла форму. Лак на ногтях облупился. Под глазами и на висках прорезались тонкие морщины, которые несложно было бы убрать с помощью импортного крема и массажа, если бы у бедолаги хватило времени побегать по магазинам за кремом и каждый вечер делать этот самый массаж.
Сын же у неё был на редкость хорошенький, с огромными тёмно-карими глазищами и русыми кудряшками, настоящий ангел. Взглянув на такое очаровательное дитя, умилился бы даже профессиональный убийца, но только не драматическая актриса. Уж бог её знает, как это ей удавалось, но детей она не любила.
Режиссерская жена сказала, что за ребёнком нужно смотреть, что в последнее время из-за этого ребёнка житья не стало, что она будет жаловаться, что при её напряжённой работе она должна - да что должна, просто обязана, сознавая свою ценность для искусства! - полноценно отдыхать дома. И ещё припомнила, что месяц назад мальчик устроил потоп в ванной.
Соседка кивала, вздыхала и соглашалась. Прощения она попросила раз примерно пятьсот. С большим трудом ей удалось утихомирить режиссёрскую жену.
- Вот так, Мишка, - сказала она сыну, когда дверь закрылась - Я же говорила тебе - не катай грузовик. Видишь - рассердили тетю.
Мишка, чувствуя свою вину, обнял маму и уткнулся ей лицом в живот.
- Знаешь что, Мишка? - сказала женщина - Дайка я накину пальто и вынесу мусор. А ты тем временем будешь сидеть тихо и смотреть телевизор. - А потом? - спросил Мишка.
- Потом поужинаем, и ты ляжешь спать. А я буду гладить бельё.
Женщина, чтобы не терять времени, поставила на газ чайник, включила утюг, накинула поверх халата пальто и побежала вниз с мусорником.
Возвращаясь, она обнаружила, что не захватила ключей. Беда была бы невелика, будь дома хоть кто-то из взрослых. Женщина привыкла, что при такой оказии найдётся кому открыть. Но муж переехал к своей будущей супруге, свекровь две недели как носу не казала, а с собственной матерью женщина поссорилась из-за будущего развода, и теперь мать обитала у своей старшей дочери в совсем другом городе.
Мишке же раз и навсегда запретили подходить на звонок к дверям и вступать в переговоры с незнакомыми людьми. Совсем недавно воры воспользовались наивностью ребёнка, и эта история в городе всем была знакома.
Итак, женщина в полной растерянности стояла у двери. Положение было нелепое и безвыходное.
И тут внизу раздался шум - какой-то хрип, какие-то неразборчивые, но свирепые голоса, глухие удары. И по лестнице взбежал человек.
Росту он был для мужчины невысокого - вровень с перепуганной женщиной, но в плечах широк до чрезвычайности, сложения плотного и - рыжий.
Особенно впечатляла его шкиперская бородка, оттенком чуть темнее, чем волосы, и торчащая во все стороны. На голове у человека был берет синего цвета с красным помпоном. А вообще он одет был в широкую голубую блузу и голубые же штаны, заправленные в шнурованные высокие башмаки астрономического размера.
- Кукуешь? - спросил человек, притормозив рядом с женщиной. Она, разумеется, не ответила. - Чего кукуешь-то, спрашиваю! - рассердился он.
- Вот, дверь захлопнулась, - жалобно сказала она, отодвигаясь от него подальше.
- Без ключа выскочила? Ну и дура! - резюмировал он - Погоди, сейчас разберусь...
Он вынул из кармана связку каких-то блестящих металлических штучек, и женщина поняла, что перед нею - матерый преступник. На лестнице внизу послышались шаги - несомненно, за рыжим гналась милиция. Женщине полагалось бы закричать, но, как оно в таких случаях обычно и бывает, напрочь пропал голос.
Рыжий вставил в скважину что-то длинное, ковырнул - и дверь открылась. С неожиданной прытью он втолкнул женщину в квартиру, прыгнул за ней и захлопнул дверь.
Женщина метнулась в угол прихожей и замерла. Что-то надо было делать - кричать, звать соседей, спасать сына. Но всё сейчас было бесполезно - стоило ей пикнуть, рыжий бы не пожалел её.
А он встал перед замком, упёр руки в бока и замурлыкал песенку без слов.
- Та-ак... - протянул он - Слышь, хозяйка! Замочек-то я тебе повредил. Но это ничего. Сейчас я его залатаю. Будет лучше нового.
И он деловито стад ковыряться в замке. Раскурочив его, рыжий вынул из кармана ещё одну странную вещь - коробочку из чего-то золотистого, полупрозрачного, очень красивого. В коробке лежали пластинки радужного цвета, числом три. Рыжий вынул их, подумал, покрутил носом, две спрятал обратно, а третью сунул во внутренности замка и стал ковырять там отвёрткой.
- Послушайте... - робко обратилась к нему женщина.
- Не волнуйся, хозяйка, я же сказал - будет лучше нового, - он прислушался к шуму на лестнице и усмехнулся - Боцман Гангрена слов на ветер не бросает! Уголовное имечко совершенно потрясло женщину. Рыжий завинтил замок и повернулся к ней. - Не поминай лихом, хозяйка! Он открыл доверь, вышел и захлопнул её за собой. Женщина, наконец-то осмелев, немедленно рванула на себя дверь и нос к носу столкнулась с группой мужчин.
Одеты они были ещё причудливей боцмана Гангрены - поверх голубых штанов и рубах на них было множество разнообразных ремней, а кремням крепились и прилегали к их спинам, бокам и бёдрам всякие жуткие вещи - ножи в ножнах и без, явно предназначенные для стрельбы трубки с ручками и всякими загогулинами, японские нунчаки и прочая мерзость.
- Убью рыжего мерзавца! - воскликнул предводитель этой безумной банды - Акулам на корм!
- Женщина! - воскликнул другой, и все головорезы разом на неё уставились.
- Мадам!- наигалантнейше обратился к ней предводитель - Не будете ли вы столь любезны... По этой лестнице пробегал снизу вверх некий мужчина... да, рыжий и плотного сложения. Так вот, мадам, вполне вероятно,
что вы его видели, этого негодяя, якорь ему в...
- Корму! - перебил предводителя головорез, заметивший первым женщину,
- Да, - согласился тот - Вы его видели? А, мадам?
- Да, - ничего не понимая, сказала женщина. Только что вылетев из её квартиры, боцман Гангрена должен был прямиком упасть в объятия своей банды. И куда же он девался?
Оставалось предположить, что странный боцман пташкой вспорхнул наверх и отсиживается на верхнем этаже... хотя, постойте, там же есть - люк на чердак и на крышу!
- Мада-ам! - укоризненно протянул предводитель - Время идёт, мы ждём... Женщина молча показала наверх.
- Мы только что оттуда.
Это её настолько изумило, что она даже руками не смогла развести, а просто окаменела. Ответа от неё бандиты не дождались. - Улизнул! - констатировал предводитель - Святая дева, на что не пойдет мужчина, чтобы спасти своё главное украшение!
Банда заржала и посыпалась вниз по лестнице. Женщина отступила назад, в квартиру, и поскорее закрыла дверь.
Всё это было ужасно и необъяснимо, но она осталась цела и невредима, а главное - попала в квартиру! И тут она вспомнила про чайник и утюг...
Пожара ещё не было. Чайник хотя и кипел, но воды в нём было порядочно. А ведь совсем недавно эта самая женщина напрочь забыла про кипящий чайник, так что у него отпаялся носик и со звоном упал на плиту. Звон-то и привлек её на кухню. Пришлось покупать новый чайник, а с финансами было слабовато. Уйти-то муж ушёл, а вопрос об алиментах ещё не вставал.
Стряпая сыну ужин, женщина немного пришла в себя. И к вечерней сказке уже полностью успокоилась.
Сказка - это было свято. Иначе Мишка вообще отказывался ложиться в постель.
А началось с того, что однажды до него дошла садистская сущность сказки о колобке. Колобок-то погиб, невзирая на свою находчивость. Лиса съела его, чавкая и облизываясь, и ему было больно!
Мишка ревел в три ручья. Выход был один - поскорее придумать другой конец, счастливый и прекрасный.
И женщина пошла по пути наименьшего сопротивления.
- Мишка, не реви! - сказала она - Ты лучше дай сюда книжку. Вот лиса, вот колобок... а вот кусты. Знаешь, кто сидит в кустах?
- Ну-у-у-у-ы-ы? - рыдая, спросил Мишка. - Там сидит фея. Там прекрасная фея с волшебной палочкой. Когда она увидела, что лиса вот-вот проглотит колобка, она вышла из кустов, ударила лису волшебной палочкой и заколдовала её! Лиса окаменела, а колобок прыгнул на землю и побежал дальше.
Инициатива наказуема - Мишке такое продолжение сказки очень понравилось, и история колобка превратилась в сериал, от вечера к вечеру обрастая всё новыми приключениями. Колобок сидел на носу у Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Карабаса Барабаса и прочей нечисти, а прекрасная фея вовремя вылезала из кустов и лупила волшебной палочкой направо и налево.
Но Мишка взрослел, и мама, будучи в глубине души натурой романтической, стала пересказывать ему кельтские предания, средневековые легенды и
вообще всю литературу с участием фей.
- И тогда принц коснулся веткой сирени... кто ему дал ветку сирени?..
- Фея Сирени! - шептал, блестя глазенками, ребёнок.
- Правильно. И он коснулся веткой дверей - и двери открылись сами собой. Он пошёл, пошёл... и пришёл в тронный зал. А там спали на троне
король с королевой, спади придворные дамы и рыцари, спали слуги и служанки, спали повара и поварята... Не спала только злая фея Карабосс. Она сидела в углу со своей прялкой, а вокруг бегали огромные крысы... Но принц не боялся крыс... - А где была фея Сирени?
- Она была рядом. Она хотела, чтобы принц сам освободил Спящую Красавицу. Ну, если бы Карабосс оказалась сильнее, фея Сирени, конечно, помогла бы принцу!
Все бы ничего, да только эту сказку мама рассказывала сыну раз этак в пятнадцатый. И уже ломала голову, где взять следующий сюжет про фей.
Но сюжет уже явился, уже вплелся в её биографию, уже расставил ей ловушки. И оставалось сделать только шаг, чтобы рухнуть в первую из них...
По утрам Мишка отправлялся в детский садик как ребёнок из приличной семьи - на служебной "Волге". За соседом приезжал персональный шофер, а Мишка ходил в одну группу с соседской Анжелочкой. Вот его и прихватывали, чтобы не тискать в общественном транспорте. Обратно, правда, мама забирала его сама.
- Ксюша! - забирая уже одетого Мишку, сказала соседка - Ксюшенька, у меня к тебе просьба. Ты вечером Анжелочку не заберёшь? Боюсь, Костя не успеет. У него совещание. И мне через весь город ехать. - Конечно, заберу, что за вопрос! - И пусть она у тебя побудет, ладно? - Да не волнуйся. И заберу, и покормлю. Мишку увезли. Мама Ксения осталась одна. Было у неё ещё минут двадцать - как раз помыть посуду, причесаться и одеться.
Она выглянула в окно. Шёл дождь. Выходить на улицу не хотелось - ну ни чуточки!
И вот она уже стояла в плаще перед дверью, с сумкой и зонтиком. А, поскольку, в последнее время жизнь её не баловала, Ксения заранее представляла себе не то приятное, что связано с дождём - свежий воздух, к примеру, - а исключительно неприятное - брызги на колготках, промоченные ноги, насморк и прочее. Шлёпать по лужам к остановке, распихивать в троллейбусе мокрые спины... брр... Вот открыть бы дверь - и сразу оказаться в родном отделе, в тепле и сухости...
Открывая дверь, Ксения действительно внутренним взором видела свой отдел, четыре стола, составленные попарно, китайскую розу на подоконнике, облупленный шкаф и Еремееву, которая всегда приходит первой. На Еремеевой почему-то было модное джинсовое платье, хотя для пятидесяти лет это, мягко говоря, странный наряд.
Ксения перешагнула порог и вместо лестничной клетки увидела перед собой комнату с четырьмя столами и китайской розой, а также Еремееву в джинсовке. - Ксюша? - удивилась Еремеева - Так рано? Изумлённая тем, что галлюцинация заговорила, Ксения отступила назад захлопнула дверь и с минуту - стояла без всякого соображения. Вроде выспалась она хорошо, видениям являться не с чего... Она опять открыла дверь, страстно желая увидеть именно лестничную клетку, - так и случилось.
Разумеется, и колготки Ксения забрызгала, и ноги промочила, иначе и быть не могло. А самое забавное ждало её в отделе.
Когда она вошла, Еремеева посмотрела на неё с великим подозрением.
- Здравствуйте, Галина Петровна. Шура, здравствуй. Алла Григорьевна...
- Здоровались уже, - сообщила ей ЕремееваВ своем ли ты, голубушка, уме? Или не выспалась?
- Вы о чём? Алла Григорьевна? - внутренне холодея, спросила Ксения.
- Или ты бурную ночь с кем-то провела? - и, обращаясь к коллегам, Алла Григорьевна сообщила: - Полчаса назад открывается дверь и появляется наша красавица. Я здороваюсь, а она смотрит на меня, как на нечистую силу, и захлопывает дверь, воображаете?
- Ксюшенька! - ахнула Галина Петровна - Да что это с тобой такое?!
Самый юный сотрудник отдела Шура фыркнул. - Я... это... - сказала Ксения. Тут только она заметила, что Еремеева, действительно, в джинсовке.
К счастью, зазвонил телефон. И начался рабочий день. В отделе снабжения крупного треста день этот был достаточно суетливым и муторным. И, естественно, через полчаса все и думать забыли про странное явление Ксении. Все - но не она сама......
продолжение http://free-book.ru/news_page,1,1560,2.htm