Звезда Союза
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Звезда Союза

Форум Свободного Общения
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  Вход  

 

 Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!

Перейти вниз 
+2
Петр2008
Антик
Участников: 6
На страницу : Предыдущий  1, 2
АвторСообщение
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-16, 18:48

Наряду с крупными фабриками существовало множество мелких. Так, на фабрике Василия Гудкова, основанной в 1878 году, работали семь человек. На фабрике Тимофея Пучкова в 1879 году работали 14 человек, вырабатывала фабрика 100 самоваров на сумму 6500 рублей серебром в год.
При ручной сборке в день собирали пять-шесть штук обычных самоваров.
Крупные фабриканты закупали сырье в Москве, Петербурге, на Нижегородской ярмарке, позднее на Кольчугинских меднопрокатных заводах, мелкие предприниматели - как правило, в Туле.
Чтобы быстрее реализовать свою продукцию, предприимчивые фабриканты нередко прибегали к различным приемам для украшения своих изделий. Так, экспонент, получая похвальный лист, на котором был изображен двуглавый орел, ставил на свои изделия громадного размера государственный герб. Получалось общее впечатление, что экспонент имеет награду - государственный герб. Были на самоварах и такого рода оттиски, которые отражали процесс производства самовара. Чем больше "наград", тем больше славы фабриканту.
Клейма, поставленные на самоваре, регистрировались Министерством торговли. Фабрикант, самовольно поставивший клеймо на самоваре, подвергался штрафу или заключению в тюрьму на срок от четырех до восьми месяцев. Подвергался наказанию и фабрикант, хранивший товар или продавший самовар с самовольно поставленным клеймом. Но в погоне за прибылью предприниматели продолжали совершать подделки. Возникали уголовные делами, в результате которых самовары с поддельными клеймами уничтожались, а владельцы подвергались штрафу.
С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование: ручной труд постепенно заменяется механическими двигателями, а в 80-е годы XIX века на крупных самоварных фабриках применяются нефтяные и паровые двигатели, осуществляется переход на штамповальное производство крышек, заглушек. Некоторые фабриканты пользовались услугами патронного завода, на котором имелись мощные прессы. К 1908 году четвертая часть всех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями. Появление машин повысило качество и ускорило процесс работы, но условия труда мало изменились, в отдельных цехах воздух стал более загрязненным, к запаху ядовитых химикатов, применявшихся при чистке изделий, прибавились газы от двигателей внутреннего сгорания.
Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой, банкой. Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью и изяществом отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. С 80-х годов XIX века самовары стали покрываться никелем. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края с Нижегородской ярмарки.
Между тем с середины XIX века чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией.
Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома.
Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары. Эти самовары необычны по форме, удобны в транспортировке (съемные ножки привинчивались шурупами, ручки прилегали к стенке). По форме они многогранные, кубические, иногда цилиндрические. В Туле во второй половине XIX века подобные самовары выпускали фабрики Пелагеи Гудковой и наследников Ивана Капырзина.
Во второй половине XIX - начале XX века многие самоварные детали, такие, как краны, душнички, шишки, можно было приобрести на складах, в магазинах как готовую для реализации продукцию. На кранах и других деталях самовара мы встречаем номера первый, второй, третий и т. д., обозначающие их размер. И сейчас подобные номера можно встретить на самоварах того периода.
В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров - керосиновый, самовар "Паричко" и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.
Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика прусского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашел большой спрос там, где был дешев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.
В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съемным кувшином - самовар "Паричко". Его изобрел инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе. Газета "Тульская молва" за 1908 год писала о самоварах "Паричко" как о выдающемся изобретении, как о хорошем подарке к празднику. Самовар, хранящийся в музее, имеет клеймо: "Самовар "Паричко". Единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°".
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-16, 18:50

Самовары, сделанные руками тульских мастеров - это подлинные произведения искусства, и мы вправе отнести их к предметам прикладного искусства.
По переписи 1912-1913 годов число самоварных фабрик в Туле равнялось 50, с ежегодным выпуском 660000 самоваров.
Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. Так, фабрика наследников В. С. Баташева была передана в ведение Тулпатронзавода. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик с центром производства на бывшей фабрике Баташевых.
Одним из крупных предприятий, основанных на базе самоварной фабрики Шемариных, стала фабрика им. В. И. Ленина, самовары которой считались лучшими в Туле. Она выпускала самовары с 1922 по 1931 год.
На фабрике работали 700 рабочих, были внедрены машины, коксовые горны, которые дали экономию древесного угля на 50%. Ручные работы постепенно механизировались. В январе 1925 года эта фабрика выпустила около 3000 самоваров.
Интересен самовар этой фабрики емкостью 50 литров с изображением герба РСФСР и надписью: "РСФСР ТГСНХ Тулторг, 1-я Тульская самоварная фабрика им. В. И. Ленина, 1923 г.". Однако, большая часть самоваров выпускалась артелями. Так, в деревне Скороварово Алексинского района появилась артель "Быстрота", в деревне Федоровка Ленинского района - "Самоварщик", в Нижних Присадах - "Устав", в селе Хрущеве - "Тульский самовар". В Туле работали артели "Прогресс", "Наше будущее", "Красный пахарь". Самовары артели "Наше будущее" в 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке были удостоены Диплома первой степени за отличную выработку, доброкачественную сборку и лучший фасон. На самоварах, выпущенных этой артелью, можно было прочитать клеймо: "Самоварная фабрика 1-ой кооперативной артели, удостоенная диплома I степени".
Расцвет производства самоваров в Туле после революции приходится на период НЭПа.
В годы Великой Отечественной войны все фабрики города были перепрофилированы на выпуск военной продукции и почти все были разрушены при защите города от наступавших немецко-фашистских войск под командованием Гудериана, которые так и не захватили Тулу.
После Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии тульского самоварного производства.
В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод "Штамп" единственный в городе стал выпускать самовары.
Далеко шагнула технология производства. Работа над усовершенствованием производства самоваров продолжается. Если раньше ручки самоваров клепали, то теперь это делается методом сварки, кран тоже сваривается с корпусом. Все детали самоваров изготавливаются из высококачественных материалов: латуни, чугуна, стали, пластмассы. Выполненные из латуни, в целях антикоррозийной защиты и придания декоративного вида, самовары подвергаются никелированию по внешней и лужению по внутренней поверхности. Гарантийный срок работы самовара - 10 лет.
Особого внимания заслуживают выставочные экземпляры самоваров.
Самовар "Дружба народов", выполненный в форме вазы. Его ручки сделаны в виде листьев винограда, на стенке - выпуклое изображение гербов союзных республик.
В самоваре-сувенире "Избушка" (да-да, та самая, на курьих ножках) отлиты именно отлить, кронштейны, дракончики.
Самовар "Миру - мир". Корпус его - "земной шар", исчерченный параллелями и меридианами. На чем держится наша земля? На труде людском. У основания корпуса - мастеровые в фартуках, с молотками в руках. Тесно обнимают планету желтые колосья. А вершина всему - дети. Они стоят, крепко взявшись за руки, на самом верху. Великолепная работа!
На самоваре "Лесная быль" изображены борющиеся охотник и медведь.
На самоваре "600 лет Куликовской битве" изображены дружины русских воинов.
Самовар "Миру - мир" украшен пшеничными колосьями с дубовыми листьями.
Тульские самовары неоднократно награждались медалями на отечественных и международных выставках, и это свидетельствует о большой их популярности и у нас в стране и за рубежом.
В 1973-м и 1978 годах в Тульском областном краеведческом музее были организованы прошедшие с большим успехом выставки "Тульский самовар".
В 1979 году самовары из коллекции музея побывали на Национальной выставке в Лондоне, в 1983 году - в Париже и Риме на выставке "Русское чаепитие", в 56 странах мира известны Тульские самовары.
Машиностроительный завод "Штамп" имени Б.Л. Ванникова - ведущее предприятие страны по изготовлению самоваров. 28 видов электрических, жаровых самоваров выпускают на "Штампе", емкостью 1.5, 2, 3, 5, 7, 9 литров, а также буфетные - 45 литровые. Заводом освоено несколько новых видов самоваров.
Так с 1964 года выпускается самовар-сувенир "Ясная Поляна" емкостью 125 граммов, высотой 13 сантиметров. Это уменьшенная в 56 раз копия самовара Л. Н. Толстого, находящегося в музее-усадьбе великого писателя.
В 1977 году освоен новый вид самовара - комбинированный. Он представляет собой соединение жарового и электрического самовара, емкостью 5 литров. Его можно вскипятить и с помощью электричества, и древесным углем, лучиной. Хорош такой самовар и в квартире и на даче, на природе. С 1990 года на заводе освоена художественная роспись.
В настоящее время Машиностроительный завод "Штамп" переименован в Федеральный казенный завод "Штамп". Коллекция самоваров, которая раньше располагалась на заводе, теперь получила собственное здание, находящееся в центре города, у стен Тульского Кремля.
Музей "Тульский самовар" располагает большой коллекцией Тульских самоваров, которая постоянно пополняется.
Проходят годы - самовар не стареет. Традиция чаепития продолжает жить.
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-16, 19:00

В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской. Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы. Потянулись по Кяхтинскому тракту караваны с чаем от Великой Китайской стены к стенам Московского Кремля.

Долгое время чай отправлялся в Россию древними караванными трактами через монгольские степи. В известном смысле можно выразить сожаление, что в наши времена так не перевозят. При транспортировке чая в упаковке, специально приспособленной для погрузки на верблюдов, при следовании монгольскими степями с их воздухом (полное отсутствие влажности, особые эфирные элементы, идущие от степной растительности, и т.д.) ни вкус, ни «букет» чая не портился, как это нередко ' бывает в нынешних условиях перевозки.

Русское слово «чай» происходит от китайского слова «ча» или «чае» — в северном, пекинском произношении, тогда как английское слово «tea» (чай), как и, соответственно, французское, итальянское, немецкое, датское и др., происходит от китайского слова «тэ» (чай) — в южном, фуцзяньском произношении.

В России новый напиток приживался трудно: русские люди относились к нему настороженно, как, впрочем, и ко всему чужеземному. Да еще и пришел он с востока, откуда много веков приходили на Русь беды: то половцы, то татаро-монголы. Кроме того, очень уж дорог был китайский чай, а свои лесные чаи всегда под рукой. И только в начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос. Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров. Где-нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты заключали сделки на десятки и сотни\тысяч рублей. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество.

Пропустив через себя большой поток информации о чаепитии в Японии, я поняла разницу между японским и русским чаепитием. Японское чаепитие — это ритуал, церемониал, обряд, особая духовная процедура: чай заваривается специальный, в порошке, конечно, зеленый. Приготовление чая слагается из следующих процедур. Первая — кипячение воды в особом котелке (чайнике) на угольях из сакуры. Вторая — заваривание чая: используется особый чайник, свои правила движения рук. И третья — взбалтывание чая в чашке, также специальной, предназначенной только для этой цели, так что чай пьется в виде довольно густой пенистой жидкости.

А что такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. Ведь по японским или китайским меркам чай мы завариваем неверно, не говоря уже о правилах движения рук или взбалтывании напитка в чашке. Хотя спор о том, чей способ заварки лучше, кажется мне совершенно беспредметным — у каждого народа свои привычки, свои вкусы и свои обычаи. Но в эстетическое времяпрепровождение за приготовлением зеленого чая в утонченной японской атмосфере внесена этакая, присущая русским лихая бесшабашность. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въ раздольи». И конечно, только русский мог в своей загадке так колоритно описать чайник:

В брюхе — баня,

В носу — решето,

На голове — пупок,

Всего одна рука,

И та — на спине.

В России — свой ритуал заваривания чая. Так, кипяток рекомендуется готовить в самоварах. Во всем мире самовар признан таким же русским сувениром, как матрешки, балалайка и деревянные ложки с хохломской росписью. Когда он появился на Руси, сказать трудно. Однако было это еще до появления чая, так как самовары изначально служили для приготовления горячего напитка — сбитня, появившегося у нас задолго до чая. Во второй половине XVIII века производство самоваров было налажено в Москве, Петербурге, Ярославле и Архангельске, а «самоварной столицей» стала Тула. И вскоре они стали неотъемлемой частью русского быта. Формы самоваров чрезвычайно разнообразны. Многие из них являются подлинными шедеврами русского декоративно-прикладного искусства. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу.
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-16, 19:03

как колоритны специальные грелки, которыми накрывают керамический заварочный чайник! Сшитые из плотного материала, они также являются настоящими образцами народного декоративного искусства. Им придают форму петухов, сказочных птиц или кукол-матрешек. Помню, в школе, на уроках труда, всех девочек учили шить таких «самоварных баб». Сколько времени и сил занимало у нас пришивание многочисленных оборок на юбки этих «чайных дам». Но как гордились наши мамы, накрывая ими заварочные чайники, когда к нам приходили гости; стол становился ярким и нарядным, мы забывали про свои исколотые пальчики, простив учительницу по труду за требовательность, и начинали «проклажаться за чаемъ и пить его въ раздольи».

Не меньшей гордостью хозяйки, чем самовар, был и чайный сервиз. Материал, из которого делают чайные сервизы (фарфор, фаянс), — прекрасная основа для художественной росписи. Посуда русских фарфоровых заводов украшает витрины многих музеев мира. Слава Поповского и Кузнецовского заводов ничуть не меньше известности изделий Фаберже. Жаль, что сейчас на прилавках специализированных магазинов, Домов фарфора ассортимент чайных сервизов русских заводов невелик, да и не самые лучшие образцы русского прикладного искусства там представлены. Вот и пришлось мне после неудачного похода по магазинам, чтобы сфотографировать продукцию русских фарфоровых заводов, вытащить из бабушкиного буфета все, что она с любовью хранила. И к моему неподдельному восторгу и удивлению (я-то думала, что там стоят немецкие сервизы) все это великолепие оказалось из Вербилок, Дулево, ЛФЗ и т.д. Причем сделаны эти изящные чашечки, блюдца, серебряные ложечки и подстаканники, сахарницы, хрустальные графины и вазочки для варенья в начале 50-х годов нашего столетия. В трудное послевоенное время художники фарфоровых и стекольных заводов сумели сохранить традиции русского прикладного искусства. Смею надеяться, что через несколько лет о русском фарфоре снова заговорят. Ведь традиционное русское чаепитие хочется устраивать с помощью традиционного русского чайного сервиза — украшения стола и интерьера жилища.

Рассказывая об очаровании русского чаепития, я часто употребляла прошедшее время. Надеюсь, что это было моей ошибкой. Ведь в последние годы все больше и больше проявляется интерес к русской посуде, национальному стилю в оформлении стола, столовой и чайной посуды. Все чаще можно встретить в ресторанах и кафе вышитые скатерти, самовары. Все больше открывается ресторанов, интерьеры которых оформлены под старину, вновь приобретают популярность чайные. Это не ностальгия по забытому прошлому, а настоятельная необходимость и потребность. В этом выражается наша любовь к прошлому, сохранению и изучению национальной культуры.

Приготовление простого чая по-русски

Чай засыпать в предварительно прогретый сосуд, залить кипятком на 5 минут, затем перелить в чайничек. Каждый из участников чаепития наливает себе в чашку готовой заварки и доливает ее кипятком из самовара. При желании добавляют молоко, сливки или лимонный сок. Чай пьют с сахаром вприкуску.

Чай по-старорусски горячий

Хорошо вымытый заварной фарфоровый чайник перед использованием сполоснуть кипятком и слегка подержать закрытым крышкой. Всыпать заварку в нужном количестве из расчета 0,5-0,75г на порцию и залить кипятком примерно на 1/3 чайника. Прикрыть на 5 минут крышкой и салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай запарится и изменит свой вкус. Затем долить в чайник доверху кипяток и перемешать. Разлить чай в порционные стаканы из расчета 50мл заварки на порцию и долить кипяток.

Мед, варенье и сахар (лучше кусковой) подать к чаю отдельно. Так же отдельно можно подать к чаю горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в духовке.

Старинный лечебный чай

Остатки черного хлеба нарезать ломтиками и тщательно подсушить в духовке. Заварить свежий чай и горячим разлить его в порционные стаканы. В каждый стакан влить 1-2ч.л. красного вина и положить по 1 сухарику. Такой горячий чай рекомендуется для больных, слабых желудком.

Старорусский ритуал чаепития

Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития.

Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.

Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1-2см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.

Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.

Современный семейный чай с пирогами

Такое чаепитие, заменяющее семейный ужин, в наше время принято организовывать субботним вечером, когда вся семья в сборе, вкусно пахнет пирогами и, наконец-то, можно расслабиться и пообщаться в теплой семейной обстановке.

При сервировке стола для простого вечернего семейного чаепития его накрывают цветной скатертью (можно красивой бумажной). Ставят корзиночки с домашними либо покупными пирожными или печеньем, сахарницу со щипчиками для сахара, розетки с вареньем, тарелочки с нарезанным тонкими ломтиками лимоном, мелкими кондитерскими изделиями и сладостями. Против каждого места на столе ставят чайную чашку с блюдцем, на которое кладут чайную ложку, а так же ставят порционную тарелку для пирога.

Посередине стола на круглое или овальное блюдо укладывают свежеиспеченный пирог. Начинки пирога могут быть сладкими, так и закусочными (мясные, рыбные, грибные натуральные или смешанные с овощами). Приготовить пирог можно как из дрожжевого, так и из пресного или кондитерского теста.

Нарезают пирог чаще всего прямо за столом – в этом случае хозяйка нарезает пирог и сразу же раскладывает его на порционные тарелки. Если пирог подается на стол предварительно уже нарезанным на порционные куски, их может переложить к себе на тарелку каждый участник чаепития с помощью специальной лопаточки. Вместо пирога к чайному столу можно приготовить закусочные или десертные рулеты, расстегаи или другую более мелкую домашнюю выпечку.

Самовар или чайник с кипятком, а так же чайник с заваркой поставить ближе к хозяйке, чтобы ей было удобно разливать чай в чашки. Чайные чашки для чая к пирогу могут быть несколько большего размера, чем просто к чаю со сладостями.

Если нет возможности поставить самовар или чайники непосредственно на стол, к нему можно придвинуть небольшой столик и разместить их на нем (желательно по левую руку хозяйки).
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-16, 19:16

Борис Михайлович Кустодиев. Философия русского чаепития.http://www.tea.ru/255-2349.htmlВ.А.Гиляровский "Москва и Москвичи"
ТРАКТИРЫ
http://testan.narod.ru/knigi_moskow/gilarov/gill30_1.html
Вернуться к началу Перейти вниз
?????
Гость




Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-16, 19:43

Еще от Кустодиева :

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Mc417o7ITZ

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 1hoqkRQShS


Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 KUd6ZX52Wb

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 U5n6QUTRn2
Вернуться к началу Перейти вниз
Ант
человек



Сообщения : 1786
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 71

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-16, 19:57

Третья сверху картина понравилась очень.
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-17, 17:16

САМОВАР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕПЛОТЕХНИКИ
УСТРОЙСТВО САМОВАРА

Прежде чем развести самовар, давайте постараемся разобраться, что и как происходит в этом замечательном приборе. С точки зрения инженера, самовар - это классический твердотопливный водонагреватель. В одном агрегате он объединяет топку, теплообменник и газоход. Теплообменник представляет собой, как правило, осесимметричный резервуар сложной геометрической формы; его внутренняя поверхность образована жаровой трубой, являющейся стенкой самоварной топки или камеры сгорания.

Внизу жаровой трубы имеется колосниковая решетка, обеспечивающая доступ воздуха, необходимо го для горения топлива. Жаровая труба резко сужается вверху, переходя в выходной патрубок. На него надевают Г-образную трубу, соединяющую самовар с дымоходом домашнего очага, который обеспечивает необходимую для эффективного горения тягу.

СПЕЦИФИКА ТОПОЧНОГО ПРОЦЕССА

Многие считают, что самовар нужно топить сосновыми шишками или березовыми лучинками. Однако лучшее топливо для самовара - древесный уголь, основным горючим элементом которого является углерод, его содержание превышает 95%.

Количество сгоревшего углерода, а следовательно, и выделившегося тепла пропорционально расходу кислорода. Это дает возможность регулировать процесс топки подачей воздуха. У самовара ее ограничивают, главным образом, проходные сечения прорезей в решетке и сопротивление слоя топлива. Их подбирают так, чтобы горение не было чересчур интенсивным, иначе возрастают теплопотери.

По мере выгорания топлива толщина пласта уменьшается, что приводит к снижению сопротивления тракта движению газового потока, и интенсивность горения возрастает. Древесный уголь горит коротким пламенем красноватого оттенка.

После сгорания древесного угля образуется сравнительно немного золы. Плавится она при температуре 1400оС, в топке самовара недостигаемой, так что получается легко удаляемый порошок.

МОЖНО ЛИ САМОВАР ТОПИТЬ ДРОВАМИ?

В некоторых энциклопедиях по домоводству указано, что наряду с древесным углем самовар можно топить древесными чурками. В этой рекомендации не хватает только оговорки: за неимением угля.

В древесине горючими элементами являются водород и углерод.

Средний фракционный состав древесины примерно таков: содержание летучих - 85%, твердых фракций - всего 15%, и в сравнении с древесным углем - дрова скорее сухой газ, чем твердое углеродистое топливо.

Древесина (разумеется, речь идет о сухой древесине) сгорает в несколько этапов. Первая фаза - розжиг. При помощи горящей бересты или лучинок температуру древесины доводят до 350оС, когда на дровах образуется устойчиво развивающийся очаг пиролиза.

Вторая фаза - пиролиз древесины и сгорание выделившихся летучих веществ. Здесь ярко проявляется главный недостаток древесины как топлива: пиролизное газовыделение - практически неуправляемый процесс, и, чтобы газы не улетучивались из топки без пользы для дела в дымоход, их необходимо дожигать. Для этого нужен дополнительный подвод воздуха и пространство для смешивания газов с воздухом и последующего их сгорания. Но ни того, ни другого в конструкции жаровой трубы самовара не предусмотрено, и при топке дровами воздух поступает с большим избытком; газы догорают уже в соединительной трубе, так что она иногда раскаляется докрасна, и почти все тепло просто теряется. Во второй фазе образуются продукты сгорания - углекислый газ и вода.

Управление горением древесины подачей первичного воздуха осуществимо только на третьей фазе горения высокоуглеродного твердого остатка, содержание которого составляет всего 15%.

НАГРЕВ ВОДЫ

Распределение температур по высоте жаровой трубы при работе самовара на древесном угле таково: самая высокая температура в области очага горения, то есть внизу; верхняя часть жаровой трубы нагрета меньше.

Для нагрева и кипячения воды такое распределение температуры по высоте оптимальное. Более горячая и поэтому более легкая вода поднимается вверх, в полном соответствии с законом Архимеда, а ее место занимает холодная и более тяжелая, из верхних слоев резервуара.

Таким образом, благодаря естественной конвекции жидкость интенсивно циркулирует, перемешивается и равномерно прогревается по всему объему. Коэффициент полезного действия самовара на угле довольно высокий, не менее 70%.

При топке самовара дровами распределение температур по высоте жаровой трубы получается другим. Наиболее сильно жаровая труба нагревается в зоне сужения, то есть в верхней части теплообменника; в нижней же части топки совсем нежарко, так что нагрев воды происходит в основном у крышки самовара. Нагретая и более легкая вода так вверху и остается, а конвекция не возникает.

Когда самовар, переведенный на дрова, начинает шипеть и брызгать из-под крышки горячими каплями, это совсем не означает, что вода вскипела и можно восклицать: "Господа! Самовар готов! Давайте пить чай!". Может оказаться, что жидкость, находящаяся в придонной области и наполняющая чашки через кран, чуть теплая. Теплопроводность воды невысокая, и без конвекции она прогревается слабо.

Низкие температуры в жаровой трубе приводят к тому, что из древесины активно выделяются смолы и конденсат, загрязняющие топку самовара. Коэффициент полезного действия самовара на дровах не выше, чем у паровоза, и в лучшем случае составляет где-то 15%.

ДРЕВЕСНЫЙ УГОЛЬ

На Руси существовала такая профессия - углежог, а древесный уголь продавался в рогожных кулях. Основным его потребителем была черная металлургия и прочая промышленность, в том числе пищевая.

В городах древесный уголь покупали не только кузнецы и трактирщики. Грели самовары и рядовые обыватели.

Углежоги настолько активно переводили дерево на уголь, что царь Алексей Михайлович вынужден был запретить этот промысел вокруг Москвы во избежание полного сведения лесов.

Древесный уголь являлся отходом при топке русской печи. Перед закрытием печной заслонки и вьюшки трубы недогоревшие угли с пода печи выметали и помещали в плотно закрытый чугунок.

Древесный уголь можно купить и сейчас, его используют для модного устройства барбекю, для мангалов, а некоторые любители топят им даже камины. Стоит уголь недорого и, если вы едете в гости к обладателю самовара или барбекю и не знаете, что подарить, смело покупайте "подарочный" мешок древесного угля!

Древесный уголь очень гигроскопичен, к тому же при хранении в значительных количествах способен самовозгораться, потому его хранят в герметичной металлической таре.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОВАРА

Водой резервуар самовара наполняют всегда полностью, иначе при местном перегреве соединения тонкостенных элементов, выполненные оловянно-свинцовым припоем, могут распаяться.
Перед растопкой самовара решетку закрывают несколькими крупными кусками угля. В отличие от каменного угля для розжига древесного нужна температура относительно невысокая. Заготавливают пучок лучины, лучше березовой, зажигают и опускают разгоревшийся факел в жаровую трубу.

Не мешкая засыпают часть древесного угля и надевают соединительную трубу, подсоединяемую к дымоходу печи. Разумеется, печка должна быть открыта, иначе не будет тяги и самовар не разгорится.

В старых кинофильмах можно видеть, как для растопки самовара используют кожаный сапог с мягким голенищем, гофрированным, как мех гармони. Действуя сапогом как мехом, создают интенсивное движение воздуха, добиваясь разгорания угля. Но это скорее кинематографический антураж. На практике за сапог берутся в исключительных случаях.

Как только первая порция разгорится, добавляют остальной уголь. После закипания воды трубу снимают, и интенсивное горение прекращается. Самовар доставляют к обеденному столу, где ставят на жестяной, медный или латунный поднос.

Время от времени топку самовара нужно чистить. В большинстве случаев в нижней ее части есть небольшой лючок. Через него удаляют остатки золы и мелкие угольки, а основную их массу вытряхивают, просто перевернув самовар вверх дном. Если самовар топят углем, на стенках топки практически не оседают смола и сажа, а если основным топливом служит дерево, то сажу следует регулярно счищать жестким ершиком.
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-17, 17:19

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 ImgB
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-17, 17:21

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Foto_11068
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-17, 17:28

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Samo
А это самый дорогой самовар в мире. Куплен на "Сотбис". В 2004г за 274 400 фунтов стерлингов.
Москва."К.Фаберже.1899-1908гг. Серебро, позолота, выколотка,литье,чеканка,просечка.


Последний раз редактировалось: Андрей Антик (2009-11-17, 18:00), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-17, 17:55

Судьба этого самовара необычна: Принадлежал кому то из императорской семьи, вывезен из России в 1917г. Несколько раз выставлялся на аукционе "Сотбис" в Лондоне с эстимейтом 80 000-120 000фунтов стерлингов. Куплен одним из российских антикваров и возвращен в Россию.
Любопытен даже сам факт изготовления самовара "Леший" московским отделением фирмы"К.Фаберже". Дело в том что в Санкт-Петербурге ювелиры Я.Армфельд и С.Э.Вякева, владевшие автономными и независимыми мастерскими, но работавшие по контрактам на фирму "К.Фаберже", выпускали предметы для сервировки стола, самовары и бутылочные передачи из серебра(эскизы предметов,разумеется, были К.Фаберже)но художественная составляющая этих предметов была в основном европейской.Московский филиал фирмы, работал в том же ключе.Однако ряд вещей им был выполнен в "неорусском"стиле начала ХХ-го века. Скорей всего это объясняется художественными пристрастиями работавших здесь художников- мастера С.И.Навозова, ювелиров А.И.Оливьера и Н.Г.рудникова,художника и архитектора Ф.О.Шехтеля, лучших учащихся Строгановского училища, занятых в некоторых проектах московской фабрики. Итогом их творческих фантазий и стал уникальный самовар" Леший".
Вернуться к началу Перейти вниз
?????
Гость




Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-17, 20:22

Это просто очарование какое-то, Андрей !
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-17, 20:51

АГУНЯ пишет:
Это просто очарование какое-то, Андрей !
Сам любуюсь. Красота.
Вернуться к началу Перейти вниз
?????
Гость




Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-17, 21:18

Слушай! А глаза-то у него как смотрят ! Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 688201
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-19, 00:07

Самовар.Самоваром.А вот из чего пили чай. Наши прадеды и деды?
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-19, 00:08

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 03272
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-19, 00:11

Для англоязычного населения Земли фарфор и Китай -- близнецы-братья, их обозначает одно и тоже слово - "china". Китайцы изобрели состав твердого фарфора ещё приблизительно в VI веке, т.е. за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. Долгое время фарфор оставался одной из самых запретных и желанных для западных владык загадок Востока.

Более тысячи лет назад в Китае пили из нефритовых чашек. Они были очень дороги. После долгих лет поисков и многих неудач китайские гончары сделали материал, который превзошел нефрит своими качествами, оказался доступнее и легче в обработке. Это был фарфор. Еще долго его называли "подражанием нефриту". "Китайский секрет" был секретом сырья. В провинции Цзянси оказались огромные запасы "фарфорового камня" - горной породы, состоящей из кварца и слюды. Фарфоровую массу делали из брикеторованного порошка "фарфорового камня" (пе-тун-тсе) и каолина, придававшего изделию белизну. Каолин имелся в избытке в той же провинции. Массу "вылеживали" не один десяток лет, чтобы они приобрела пластичность. Глазурь составляли из нескольких слоев разной прозрачности, получая особый, матовый блеск.

Из фарфора делали не только посуду (императорский двор получал каждый год 31 000 блюд, 16 000 тарелок с драконами, 18 000 чашек), но и скамьи, беседки, а в 1415 году построили Нанкинскую пагоду. Сосуды из фарфора были в Китае и музыкальными инструментами: постукивание тонкой палочкой об их стенки рождало мелодию.

Миссионер, патер Д. Антреколл, посетивший в XVII в. Китай со специальной целью выведать секреты фарфорового производства, сумел добыть лишь самые элементарные сведения, которые никак не могли послужить основой для постановки нового производства.

Россия тоже не отставала в этой шпионской деятельности. За большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, который выдал секрет фарфора сибирскому промышленнику Курсину. Однако хитрый китаец видимо всё же чего-то недоговорил, т.к. Курсин так и не смог получить фарфор, хотя производил опыты по его изготовлению.

Сколько таких попыток скрывается за слоем времен, мы можем только догадываться. Секрет в конце концов по-видимому выведали, вот только имя героя и поныне осталось неизвестным.

Начиная с XV века крупным центром фарфорового производства для нужд императорского двора и для вывоза становится китайский город Цзиндэчжэнь. В эпохи Мин и Цин (1368-1911) старыми мастерами было создано множество выдающихся изделий, в том числе почти невесомая утварь, сравнимая по своему изяществу и хрупкости с яичной скорлупой.

Начиная с династии Хань (206 г.до н.э. - 220 г.н.э.) китайская керамика и фарфор в больших количествах начали экспортироваться в Корею, Японию, Филиппины, Индонезию, Индию, Африку и в страны континентальной Европы. В XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попадает в Европу.

В качестве красок, могущих переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит, тогда как отделка эмалевыми красками стала применяться в XVII веке. Около 1700 года преобладала в первую очередь зеленая, так что для этих изделий образуется термин "зеленое семейство", подобно тому как к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство". Отдельные этапы в истории китайского фарфора, так же как и соответствующие им изделия, обозначаются именем правящей династии.

Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли "имари".

Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

Спорадически попадая в Европу, начиная с XIII века, китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах. Порой китайский фарфор ценился буквально на вес золота: его продавали по весу. Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы, на золотой цепочке.
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-19, 00:12

Фарфор в Европе

Фарфор Медичи

В 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству.

Сохранилось примерно 50 аутентичных вещей - тарелок, блюд, подносов, полевых и паломничьих фляг, ваз, умывальников и кувшинов. Декорированы они либо стилизованными цветками по образцу декора на персидской керамике, либо ветками и позаимствованными из современной итальянской керамики гротесками с птицами, четырехглазками и маскаронами, между тем как исполнен декор кобальтом, иногда сочетаемым с синевато - лиловой краской из окиси марганца. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно.

В истории фарфорового производства фарфор Медичи только эпизод. За ним последовали другие попытки - в Англии (д-р Дуайт и Франсис Плейс, оба во 2-ой половине XVII в.) и во Франции (Руан, Сен-Клу). Стимулировал эти непрекращающиеся поиски со времени начала XVII века -- значительно более сильный ввоз дальневосточного фарфора. Вплоть до начала XVIII века все попытки, однако, остаются безуспешными.



Мейсенский фарфор

Около 1700 года проблема белого и просвечивающего фарфора технически все еще не была решена: не знали химического состава твердого фарфора с его специфическими свойствами.

К концу XVII века физик и математик граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз проводит обширные геологические исследования в Саксонии. Его целью было найти сырье, которое смогло бы дать этой стране прочную хозяйственную основу. Одновременно он разрабатывал план сооружения тут и искал соответствующий огнеупорный материал для стеклоплавильных печей. Заинтересовавшись проблематикой состава твердого фарфора, он продолжал свои опыты уже с известными позитивными результатами.

В 1704 году ему был поручен контроль над деятельностью молодого Бётгера, которого король Август держал тогда под стражей в Мейсене. Плодотворная совместная работа старого опытного ученого и способного молодого человека, которому не доставало только правильного руководства, приводит, в конце концов, к решению вопроса о нужном составе твердой фарфоровой массы. Иоганн Фридрих Бётгер начал с того, что во время своих учебных занятий в Берлине целиком и полностью посвятил себя алхимическим опытам, добившись в этом известного признания.

Прослышав о Бётгере, прусский король Фридрих I решил использовать его для своих целей. Тот жаждал продолжать свои опыты и занятия и, опасаясь за свою свободу, бежал в 1701 году в Виттенберг, где на этот раз оказался в сфере власти саксонского курфюрста и польского короля Августа Сильного, распорядившегося доставить его в Дрезден и там посадить под надзор. Служба Бётгера требовала от него приготовления золота. Совместная работа с серьезным Чирнхаузом была для него преимуществом. В ответ на угрозы недовольного Августа, ждавшего положительных результатов, Бётгер вызвался устроить мануфактуру твердого фаянса, и в 1707 году ему действительно предоставили нужные для этого средства.

Основанная в 1708 году мануфактура должна была производить керамические товары по образцу твердого и гладкого "каменного литья" Ари де Мильде в Голландии. На этот вид керамики шла глина из Плауэна с содержанием окиси железа. Обжигаясь, она делалась красно-бурой и приобретала такую твердость, что изделие можно было дальше обрабатывать шлифовкой, резанием и т. д. Оба работавших вместе ученых продолжали искать способы получить твердый фарфор. Чирнхауз успешных результатов опытов в этом направлении уже не узнал - в октябре 1708 года он умер.

В марте 1709 года Бётгер добился, наконец, своего, употребив на глазурь то же сырье, что и на черепок, и достигнув тем абсолютного слияния черепка и глазури. После дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии, в январе 1710 года в мейсенской крепости Альбрехтсбург была пущена первая европейская мануфактура твердого фарфора. Бётгер руководил мануфактурой до своей смерти в 1719 году. Художественным руководителем после него назначается Иоганн Грегор Херольд, ознаменовавший собой "живописный период". При нем работал в Мейсене с 1727 года скульптор Иоганн Готлиб Кирхнер, с 1730 года мастер-модельер. В 1733 году место Кирхнера занял Иоганн Иоахим Кендлер, который на пути пластического оформления довел европейский фарфор до его собственного, независимого от других вида.

Помимо дорогой изысканной посуды мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы в традициях рококо. Как правило, посуду расписывали изображениями зверей и птиц, портретами, бытовыми зарисовками, которые покоряли зрителей изысканной нежностью красок. Но особенно удавались мейсенским мастерам "галантные празднества" - сцены, представлявшие утончённые развлечения аристократов. Это удивительные композиции с остроумными сюжетными решениями, танцевальной лёгкостью движений персонажей, стремительным действием. Они поражают полнотой жизни, гармонией чувств и утончённостью формы.

С 1744 года руководить фарфоровым заводом стал Камилло Марколини, при котором производство постепенно падает. Изделия же XIX века художественно менее значительны.
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-19, 00:14

Фарфор в России

В международной литературе по-разному освещается вопрос о возникновении фарфорового производства в России. Нередко русский фарфор и фарфоровая промышленность в России и вовсе игнорируются, несмотря на их самобытность и значение в истории мировой техники и искусства.

Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре I - большом его ценителе. По заданию Петра I русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене и потерпел неудачу. Несмотря на это, в 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

Первая мануфактура была основана в 1744 году императрицей Елизаветой. Ею был приглашен в Петербург из Швеции И.-Кр. Гунгер, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Однако он не удержался и здесь и в 1748 году был отпущен.

После всех упомянутых ранее неудач, оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато единственно надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами - М. В. Ломоносовым и Р. Райзером -- по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”. Обучался Д.И.Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда “славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы” и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания “бергмейстера”.

Перед Виноградовым встала задача - самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и разработать технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора. И ещё одна задача встала - разработка глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору. Более тысячи экспериментов было выполнено Д. И. Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, “порцелиновой фабрике”.

В работах Виноградова по организации фарфорового производства в России значительный интерес представляют его поиски “рецепта” фарфоровой массы. Эти работы относятся преимущественно к 1746-1750 гг., когда он усиленно искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д. Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 г. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава русского фарфора и продолжал ее в течение 12 лет, до своей смерти, т.е. до августа 1758г.

С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749 г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства. Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь, кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что Виноградову давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно.

Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” (№ 23) появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц.

Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля. В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-19, 00:15

Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейсенского образца. С царствованием Екатерины Великой (с 1762 г.), которая с художественными целями приглашает иностранных модельеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем. Восхищение французской культурой сказывается и на фарфоровом производстве: в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра. В области пластики примерно с 1780 года действовал в Петербурге Франсуа-Доминик Рашет, глашатай зрелого классицизма. При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончательно теряется, и изделия принимают ярко выраженный французский характер. За несколько упадочной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре I; однако в третьей четверти XIX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно.

С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М. С. Кузнецова. Завод располагал весьма обширной продукцией, в том числе изготовленной и для двора. Выпускалась столовая посуда с росписью преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тоном в различном сочетании с красным или светло-желтым.



Советский агитационный фарфор

Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды. Уникальным явлением в искусстве 1918-1921 гг. стал агитационный фарфор.

На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы не расписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Земля трудящимся!", "Кто не с нами, тот против нас" и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент.

Над созданием произведений агитационного фарфора работала группа художников завода во главе с Сергеем Васильевичем Чехониным (1878-1936). До революции он входил в объединение "Мир искусства" и был известен как мастер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народного творчества. Блестящее владение искусством шрифта и сложным языком орнамента Чехонин с успехом применил и в фарфоре.

Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники - П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются высоким графическим мастерством. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестерёнка.

Сюжетами росписей художницы Александры Васильевны Шекатихиной-Потоцкой (1892-1967) стали сценки традиционного народного быта и персонажи русских сказок. В 1921 г. закончилась Гражданская война. Радостными, яркими красками, широкой энергичной кистью писала художница героев новой, теперь уже мирной жизни - матроса и его подружку на празднике Первомая, комиссара, сменившего винтовку на папку с документами, парня, поющего "Интернационал". На разразившийся в 1921 г. в Поволжье голод художники откликнулись созданием целой серии произведений: "На помощь голодающему населению Поволжья!", "Голод", "Голодному".

Советский агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров.

На протяжении многих десятилетий фарфор стал неотъемлемой частью нашего быта, но мало кто знает, как делают фарфор
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-19, 00:17

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 00954
Вернуться к началу Перейти вниз
Антик

Антик


Сообщения : 19688
Дата регистрации : 2009-09-26
Возраст : 58
Откуда : сам не помню.

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty
СообщениеТема: Re: Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!   Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 Empty2009-11-19, 00:20

Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар! - Страница 2 03109
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Давай-ка наколем лучины –Раздуем себе самовар!
Вернуться к началу 
Страница 2 из 2На страницу : Предыдущий  1, 2

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Звезда Союза :: Я и мир :: БЕРЕГИНЯ-
Перейти: