Практика показывает, что все 16 типов обладают необходимым потенциалом для выполнения любой работы. Однако можно утверждать, что для каждого психологического типа существует спектр наиболее подходящих профессий и оптимальный режим работы. Выполняя неподходящую работу, постоянно находясь в рамках неприемлемого графика, человек испытывает неудовлетворенность, рискует своим здоровьем, находясь в стрессовом состоянии.
Несколько типов объединены в 4 большие группы
Это: стили идеальных «Коммуникаторов», «Стратегов», «Стабилизаторов» и «Пожарных».
Все они имеют свои характерные особенности и бывают особенно продуктивными при решении определенного класса задач.
Тип организационного менталитета Четыре типа, которые к нему относятся
NT Cтратег ENTP; INTP; ENTJ; INTJ
NF Коммуникатор ENFP; INFP; ENFJ: INFJ
SP Пожарный ESTP; ISTP; ESFP; ISFP;
SJ Стабилизатор ESTJ; ISTJ; ESFJ; ISFJ
Итак, рассмотрим подробнее типы организационного менталитета: характеры, профессии, слабые места, мотиваторы.
NT — стратег (преобладающий способ сбора информации — интуитивный, тип принятия решений — «мыслительный»).Основные характеристики:Их ценности — конструктивность, функциональность, перспективность.
Их цель — абсолютная компетентность, высокие интеллектуальные способности (умение наилучшим и наиболее экономичным способом решать возникающие задачи в изменяющихся условиях).
Склонны сомневаться во всем, в т. ч. и в себе, для них не существует авторитетов, они не приемлют иерархические взаимоотношения — все относительно, все способно изменяться...
Часто считают окружающих недостаточно умными (или некомпетентными) и предпочитают не тратить на них свое время, либо добиваются от других «совершенства», что вызывает раздражение людей. Критичны, язвительны.
Их очень трудно переубедить.
Профессии, вид деятельности:Предпочитают исследовательскую работу, сильны в перспективном планировании, разработке стратегий, различных программ, стараются объединить всё в единую систему, изобретают и применяют новейшие технологии.
Стиль руководства: лидерство «через компетентность»,
принципиальное нежелание общаться и сотрудничать с интеллектуально несостоятельными людьми,
чрезмерная погруженность в работу,
возможна потеря интереса к уже созданному в концептуальном плане проекту (все и так ясно — зачем тратить время на реализацию очевидных вещей).
Мотивирование:Поощрение изобретений, проектов, внедрение идей (конкурсы идей), самостоятельная работа, признание их исключительности (включение в резерв руководства).
Отрицательные стороны: недостаточное внимание к чувствам,
неспособность переключаться и отдыхать (все, не связанное с работой — попусту потраченное время),
высокомерие, амбициозность.
Без них невозможны прорывы в работе, новые, неочевидные пути повышения эффективности, грамотное стратегическое планирование в изменяющихся условиях.
NF — коммуникатор (преобладающий способ сбора информации — «интуитивный», тип принятия решений - «чувствующий»).Основные характеристики:Основные ценности — гармония отношений, поиск смысла жизни.
Их лозунг — «все для духовности».
Их собственная цель может быть сформулирована как «всегда иметь в жизни цель».
Ведущая роль — посредничество, их природные качества служат для установления контактов с людьми и между людьми. Им понятны цели представителей других типов, они могут прояснять их для достижения взаимопонимания между ними.
Способны ощущать, чего ожидают от них окружающие, и соответствовать этим представлениям.
Профессии, вид деятельности:Главное, чтобы в деятельности был смысл (в первую очередь, для них самих).
Способны играть разнообразные роли — от администраторов до обслуживающего персонала.
В коммерческой деятельности могут быть использованы для непосредственной работы с людьми (клиентами), в рекламе, торговле.
Любят делиться своими знаниями с окружающими — консультанты, преподаватели.
Часто — психологи, психиатры.
Стиль руководства:Лидер-катализатор (либерал), основная черта — ориентация на отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого (раскрывает и развивает самые скрытые таланты).
Может превратить бизнес в удовольствие и создать свою, сплоченную и преданную команду.
Мотивирование:Похвала, признание (даже просто неформальное) — деятельность должна быть замечена и оценена окружающими. В атмосфере доброжелательности и похвалы способны на многое.
В случае недооценки испытывают постоянный дискомфорт, замыкаются в себе или стараются сменить коллектив.
Отрицательные стороны: часто имеют поверхностные знания в конкретных областях (в объеме, достаточном для взаимодействия с разными людьми),
могут создавать нервозно-напряженную атмосферу (из-за пристрастности,субъективность в оценках и отношениях),
в качестве руководителя может привести к разболтанности и необязательности остальных сотрудников.
Без них атмосфера в коллективе будет бездушной, излишне формальной, хотя работа — эффективной.
SJ — стабилизатор (преобладающий способ сбора информации — сенсорный, ведущий стиль жизни — «решающий»).Основные характеристики:Люди данного типа
превыше всего ценят надежность, основательность, добротность, стабильность, порядок (все должно работать как часы).
Эти
люди — опора любой системы, организации, именно они — хранители традиций (уверены, что все всегда должны действовать по тем же правилам и законам), стержень иерархической лестницы (независимо от их роли).
Им свойственны бюрократизм, фиксирование, они — враги перемен и любых революций. Стремление опекать, воспитывать порой служит причиной внутригрупповых конфликтов.
Они чрезвычайно ответственны, трудятся «с полной отдачей», завершая любую работу, что часто доводит до истощения, депрессии.
Профессии, вид деятельности:Бизнес, банковская система, военная служба, безопасность, медицина, менеджмент, система обслуживания — работа, связанная со служением и наличием четких нормативных правил, сложившейся ценностной системой.
Стиль руководства: ориентированы на укрепление организационных связей,
разрабатывают правила, распорядки, инструкции,
стараются минимизировать расходы, сохранить финансы,
в отношениях с подчиненными придерживаются правила, что жалованье и похвалы следует заслужить, не выдают «авансов»,
умеют принимать взвешенные решения,
отличаются определенностью позиции, соблюдением «правил игры», в т. ч. с партнерами.
Мотивирование:Нуждаются в постоянном формальном признании заслуг — титулы, звания, материальные поощрения.
Отрицательные стороны: тормозят прогресс (ориентированы на стабилизацию),
«навешивают ярлыки» сотрудникам — трудно переубедить,
считают себя всегда правыми (так всегда было и должно быть).
Без них: организация будет непредсказуемой, неустойчивой, изменчивой.
SP — пожарный (преобладающий способ сбора информации — сенсорный, ведущий стиль жизни — воспринимающий).
Основные характеристики:Основная черта — стремление к свободе, понимаемой как возможность следовать своим стремлениям и импульсам. Ждать, готовиться, жить завтрашним днем — это не для них.
Они никому ничего не должны, стремятся быть свободными от обязательств, ничем не связаны и ни от кого не зависят. Важным фактором для них является разнообразие в жизни и в деятельности.
Поступки часто совершаются на основе каприза, настроения.
Стараются не принимать близко к сердцу возникающие проблемы, что служит универсальной психологической защитой от стресса.
Они не расходуют себя изо всех сил ради достижения результата. Неприхотливы.
Профессии, вид деятельности:Специальности, связанные с риском, путешествиями (гонщики, каскадеры, спасатели), творческие профессии, а также работа в строительстве, с техникой, освоение новых земель, служба в наемных войсках, уголовном розыске, торговле, низший обслуживающий персонал, работа, связанная с разъездами, командировками.
Вообще, конечному результату предпочитают сам процесс (действие).
Не возражают, если их дело будет «доведено до конца» кем-то другим. Идеал — делать то, что хочешь, когда хочется это делать. Склонны постоянно менять методы, способы в работе, а если это невозможно — такая работа их не устроит.
Стиль руководства:«Кризисный лидер» — когда счет идет на секунды и требуется мгновенное реагирование. Он может превратиться в «непредсказуемого» руководителя, т. к. быстро теряет интерес к идее. Нуждается в мощной команде поддержки из представителей иных типов, способных просчитать варианты, действовать последовательно, целеустремленно.
Мотивирование:«Свободным временем» — гибкий график, авральные работы, возможность экспериментировать, быть «вне системы», «на особом положении».
Отрицательные стороны: могут рисковать, плохо просчитывая варианты,
часто не доводят начатое до конца
Без них: жизнь без игры, риска — пресна...
Типы разные нужны, типы разные важны.
Когда коллективу предстоит выполнить сложную задачу, понятно, что очень важно грамотно расставить людей в команде.
Например: Никто лучше технологичного
«Стабилизатора» не организует сложный производственный процесс, работу бухгалтерии или юридической службы.
«Пожарные» хорошо проявляют себя в маркетинге и в продажах. Полезны они и в компаниях, которые занимаются инновациями, выходят на новое поле деятельности... Или в ситуации кризиса.
Из
«Стратегов» получаются отличные руководители стратегических направлений. Долгосрочные планы развития компании — это тоже в их компетенции.
«Коммуникаторы» отлично проявляют себя, занимаясь продажами, когда требуется постоянно устанавливать и поддерживать теплые взаимоотношения с клиентами.
Типы организационного менталитета руководителя(по материалам тренинга Тумашковой Н. Компания «А капелла»)
NT «СТРАТЕГ»Ценности: интеллект, целеполагание, достижение, компетентность.
Руководители-"стратеги" мыслят глобально, крупными блоками, в терминах стратегических целей и планов. Обычно ставят перед собой и организацией масштабные цели (глобальные бизнес-проекты). Прекрасно ориентируются в рыночной ситуации. Рациональны, системны. Разработку деталей делегируют специалистам, т. к. рутиной, доводкой проектов заниматься не любят.
Мало занимаются отношениями людей в организации, их интересами, чувствами (а если и занимаются, то в терминах «человеческого фактора»).
В организации часто выступают инициаторами внедрения разного рода «научных систем» управления, контроля качества, мотивации персонала и пр. С уважением относятся к экспертам-консультантам, нередко «очаровываются» ими.
NF «КОММУНИКАТОР»Ценности: отношения, чувства, самореализация, творчество, личность, эстетика.
Руководитель-"коммуникатор" решает организационные и бизнес задачи за счет управления людьми, выстраивания отношений с ними.
Всегда принимает во внимание интересы людей и их чувства.
В организации «коммуникатора-гуманиста» много занимаются корпоративным духом, созданием команды, карьерным ростом сотрудников.
Могут создавать должности под человека.
«Коммуникатор-диктатор» управляет на основе жестких отношений, использует принцип «разделяй и властвуй», опирается на «верных людей» и пр.
Фиксация внимания руководителя-"коммуникатора" на людях и отношениях в организации может приводить к потере стратегического видения, плохой организации бизнес-процессов. Нередко при принятии решений отдают предпочтение отношениям даже в ущерб бизнесу.
SP «ПОЖАРНЫЙ»Ценности: интерес, риск, решение проблем, конкретность, изменения, динамичность, развитие, инновации.
Руководители этого типа в стабильной среде «загнивают». Напротив, проблемы, форс-мажор — это их стихия. Они в курсе всего, знают, «где что лежит» и что делается в их организации. Удовлетворение от удачно найденного выхода из трудной ситуации — большая моральная награда для «пожарного».
Нередко люди такого типа создают бизнес в необычных областях (экстремальный туризм, например), или с возможностью смены предмета деятельности (сегодня фирма может заниматься компьютерами, завтра — продуктами питания) и пр.
Они являются спонтанными противниками точки зрения, что «лучшее — враг хорошего» — могут начать реорганизацию в компании без видимых на то бизнес оснований, только чтобы «не стоять на месте», чтобы «двигаться вперед».
SJ «СТАБИЛИЗАТОР»Ценности: ясность, четкость, упорядоченность, стабильность.
Руководитель-«стабилизатор» прекрасно чувствует себя в стабильной бизнес- и организационной среде. Стремится к тому, чтобы все процессы были прописаны в форме четких, разработанных до мелочей процедур, была четкая система соподчинения, каждый сотрудник работал в рамках своей компетенции и т. п. В организации «стабилизатора», как правило, прекрасно организовано движение информации, отчетность, документооборот.
Нестабильность, ситуации форс-мажора некомфортны для «стабилизатора».
Его реакция на такие обстоятельства — попытка восстановить стабильность системы путем «переписывания» процедур, что нередко ведет к потере времени. Бизнес и организационные решения часто принимаются в пользу стабильности, даже в ущерб прибыльности.
Лично я 2 -х наших "коллег" узнала - а вы?